Чтобы сделать ваше взаимодействие с сайтом немного удобнее мы используем cookies. Подробнее здесь.
Принять всё
Ксения Спиридонова
Вопросы архитектуры Петербурга

Материалы к истории Большой каменной оранжереи императорской Каменноостровской усадьбы

Ансамбль Каменноостровского дворца является образцом императорской резиденции конца XVIII — начала ХIХ веков, ярким примером дворцово-паркового искусства в стиле классицизм. Он формирует облик Каменного острова и панораму набережных рек Малой и Большой Невки. Ансамбль имеет большое историко-культурное значение, так как связан с выдающимися событиями в истории России — Отечественной войной 1812 года, во время которой он являлся резиденцией императора Александра I. На протяжении почти всей своей истории Каменноостровская усадьба принадлежала императорской семье. С ансамблем Каменноостровского дворца связано творчество выдающихся архитекторов Ю. Фельтена, Дж. Кваренги, В. Бренны, Л. Руска, В. П. Стасова и художников П. Гонзаго, Дж.-Б. Скотти. Каменный остров нашёл отражение в творчестве художников С. Ф. Щедрина, С. Ф. Галактионова, Б. Патерсена и др. Он был связан также с жизнью и деятельностью выдающихся поэтов А. С. Пушкина, В. А. Жуковского и композитора А. Г. Рубинштейна.
Особое место в ансамбле Каменноостровской усадьбы принадлежало Большой каменной оранжерее. Первая, деревянная, оранжерея была построена до 1780 года. Она располагалась на берегу реки Малой Невки и вместе с находившимися рядом с нею теплицами отделяла береговой сад от набережной. С запада к оранжерее примыкала небольшая постройка (вероятно, домик садовника), поставленная около магистрали, которая получила позднее название Каменноостровского проспекта.
В 1801 году по желанию владельца усадьбы императора Александра I в дворцовой части усадьбы и на Хозяйственном дворе были произведены значительные строительные работы. В 1809—1811 годах по проекту архитектора Л. Руска на месте старой деревянной оранжереи была построена новая, каменная. В работах по её сооружению также принимал участие архитектор Г. П. Пильников. Для строительства оранжереи было поставлено 800 тысяч штук красного кирпича.
оранжерея каменноостровского дворца
Ансамбль Каменноостровского дворца.
Фасад оранжереи на Каменном острове. 1810. Арх. Л. Руска.
РГИА. Ф. 485. Оп. 2. Д. 1248. Л. 1.

Дворцовая Большая каменная оранжерея состояла из центрального здания в 31 ось и двух боковых флигелей, примыкавших вплотную к центральной части с запада и с востока. Флигели представляли собой двухэтажные каменные постройки с фасадами, оформленными в классицистическом стиле. Фасады флигелей оранжереи, обращённые на набережную реки Малой Невки, были оформлены каннелированными колоннами в первом этаже и полуциркульными окнами под архивольтами с замками — во втором. Здания венчали треугольные фронтоны с профилированными карнизами. Оформление фасада и план центральной, застеклённой, части оранжереи с облегчёнными конструкциями, обращённой на набережную реки Малой Невки, по замыслу архитектора Л. Руска должны были иметь симметричное решение. Тридцать одна световая ось была оформлена прямоугольными окнами, простенки между которыми были декорированы колоннами. Стены внутреннего помещения оранжереи по замыслу архитектора должны были покрывать «иллюзорные росписи». На создание этих росписей был объявлен конкурс, в котором приняли участие архитектор А. Н. Воронихин и итальянский художник П. Гонзаго. Победу в конкурсе одержал П. Гонзаго, который в 1810—1811 годах и оформил Большую каменную оранжерею.
Ансамбль Каменноостровского дворца.
План верхнего этажа Большой каменной оранжереи. Начало XIX века. Арх. Л. Руска.
РГИА. Ф. 485. Оп. 2. Д. 1248. Л. 3.
Итальянец Пьетро ди Готтардо Гонзаго к этому времени был уже хорошо известен в России как художник и декоратор. Особую славу ему принесли работы в Павловском дворце, где он оформил дворцовую Галерею, и в Павловском дворцовом парке, который был практически создан по его замыслу.
Ансамбль Каменноостровского дворца.
Проектный чертёж. Разрез Большой каменной оранжереи с предполагаемой живописью. 1809-1810 годы. Арх. Л. Руска.
РГИА. Ф. 485. Оп. 2. Д. 1248.
Ансамбль Каменноостровского дворца.
Фрагменты проектного чертежа разреза Большой каменной оранжереи с предполагаемой живописью. 1809-1810 годы. Арх. Л. Руска.
РГИА. Ф. 485. Оп. 2. Д. 1248.
По замыслу Гонзаго, стены Большой каменной оранжереи предполагалось оформить фресками с изображениями архитектурных и садово-парковых пейзажей. По первоначальному проекту центральный зал оранжереи предполагался на девять световых осей, а справа и слева от большого зала на продольной стене — пары арочных проемов. В реализованном проекте центральный зал имел семь световых осей, продольная стена была декорирована глухими арками с живописным оформлением в палладианском стиле. Вероятнее всего, орнаментальные росписи оформлялись гризайлью. В центре западной части продольной стены предполагалось создание большой глухой полуциркульной арки с иллюзорным архитектурным пейзажем. К сожалению, в настоящее время нами не выявлены иконографические материалы по росписям большой каменной оранжереи, но общее представление о стилистических особенностях пейзажей и орнаментов можно получить по фиксационному чертежу продольного разреза Большой каменной оранжереи 1811 года, на котором мы имеем возможность видеть общие композиционные решения настенной живописи.
Ансамбль Каменноостровского дворца.
Фиксационный чертёж. Разрез Большой каменной оранжереи. 1811 год. Арх. Л. Руска.
РГИА. Ф. 485. Оп. 2. Д. 1248.
Ансамбль Каменноостровского дворца.
Фрагмент фиксационного чертежа разреза Большой каменной оранжереи. 1811 год. Арх. Л. Руска.
РГИА. Ф. 485. Оп. 2. Д. 1248.
Работы П. Гонзаго оказались в глазах императора Александра I столь удачными, что в сентябре 1811 года «Государь Император в знак монаршего своего удовольствия Всемилостивейше назначить соизволил живописцу Гонзаго за искусное исполнение в новой Каменноостровской оранжерее живописных работ бриллиантовыми подарками».
План большой каменной оранжереи каменноостровского дворца
Ансамбль Каменноостровского дворца.
Планы оранжерей. План Большой каменной оранжереи. [1850−1870-е годы.].
РГИА. Ф. 485. Оп. 2. Д. 1248. Л. 3.
1824
7 ноября 1824 года декоративные росписи в Большой оранжерее пострадали от наводнения, но были быстро восстановлены.
1850
В 1850 году по проекту архитектора Юркевича восточный флигель Большой оранжереи приспособили под личные комнаты герцогов Мекленбург-Стрелицких, в связи с чем были произведены перепланировочные работы и изменено оформление фасадов.
1869
В 1869 году архитектор Н. К. Прейс перестроил застеклённую часть оранжереи. В дальнейшем, вплоть до середины ХХ века, строительные работы в здании не производились.
1950-е
В 1950-х годах застеклённая часть бывшей оранжереи была разобрана и на её месте возведен жилой дом.
Наши дни
В настоящее время во флигелях находятся административно-офисные помещения.
Ансамбль Каменноостровского Дворца.
Фасад ограды с воротами между кухонным корпусом и большой каменной оранжереей. 1814. Арх. Л. Руска. Фиксационный чертеж.
РГИА. Ф. 485. Оп. 2. Д. 1261
Давно назрела необходимость восстановления Большой каменной оранжереи императорской Каменноостровской усадьбы как яркого образца утилитарных садово-парковых сооружений Александровской эпохи, имеющего исключительное художественное значение. К сожалению, при реализации проекта приспособления Каменноостровского дворца с прилегающим садом под резиденцию губернатора Петербурга этот объект не вошел в перечень сооружений, предназначенных к восстановлению и реставрации. Воссоздание этого прекрасного архитектурного памятника, созданного одним из лучших архитекторов прошлого, безусловно, украсит берега Невы и "придаст много красоты столице".
Александр Александрович Спиридонов-старший, Татьяна Леонидовна Долгая
2010 год