Чтобы сделать ваше взаимодействие с сайтом немного удобнее мы используем cookies. Подробнее здесь.
Принять всё
Ксения Спиридонова
Вопросы Архитектуры Петербурга

Античные фонтанные вазы на террасе императорского Каменноостровского дворца

По материалам записки об истории террасы Каменноостровского дворца работы Штакеншнейдера
В 1826 году, после смерти императора Александра I, по решению его вдовы Елизаветы Алексеевны Каменноостровская усадьба перешла в собственность великого князя Михаила Павловича. По желанию нового владельца во дворце были выполнены существенные изменения планировки, связанные, в основном, с уничтожением дворцового театра; новое оформление получили комнаты в личных покоях; были проведены работы по замене санитарно-гигиенического оборудования. Перестройки во дворце продолжились в 1833—1851 годах. В этот период обязанность главного архитектора Каменноостровского дворца выполнял архитектор А. И. Штакеншнейдер. В марте 1845 года он представил в придворную контору великого князя Михаила Павловича рапорт и смету на переделку комнат в личных покоях и устройство вместо гранитной лестницы перед портиком южного фасада крытой террасы, которая в архивных документах называется «балконом» или «новым балконом на террасе» [1]. (В современной литературе эта постройка упоминается как «балкон с кариатидами» или «балкон с гермами».) Смета была рассмотрена и отправлена на исправление.
[1] РГИА. Ф. 548. Оп. 1. Д. 946. Л. 40–40об.
Рис. 1–3. Кондиция на устройство водопровода фонтанов и ватерклозетов в Каменноостровском Дворце. Март (?) 1845 г.
РГИА. Ф. 548. Оп. 1. Д. 946, Л. 54−55
Рис. 45. Письма арх. Штакеншнейдера СПб-му коменданту генерал-майору К. А. Криденеру. 24 апреля 1845 г.
РГИА. Ф. 548. Оп. 1. Д. 946, Л. 45–45 об.
24 апреля 1845 года А. И. Штакеншнейдер писал в рапорте петербургскому коменданту генерал-майору К. А. Криднеру об исправлении сметы: «Насчет устройства балкона… каменное основание для которого должно быть устроено весьма прочное, с наружной отделкой чисто кованой цокольной плитой и перекрытиями, над сими сделать деревянный плотничной работы балкон с прочными железными укреплениями, с железной крышею; и потом весь балкон отделать самой чистой столярною работою, как то: туловищи кариатидам с лепными головками и капителями более нежели натуральной величины, филенчатая обшивка потолка и сафитов, отделка карнизов с раскреповками, с двух боков со стеклянными рамами и с обнесением железною или чугунною решёткою» [2] (рис. 4−5). Указанный документ свидетельствует также о проектировании проводки «воды из Невы, с устройством трёх фонтанов, из коих два на балконе и один в саду…» [3] (рис. 4−5). В представленном А. И. Штакеншнейдером техническом задании на устройство водопровода, фонтанов и ватерклозетов архитектор определил: «На террасе нового балкона провести трубы для фонтанов мраморных ваз, которые вазы будут доставлены от казны» [4] (рис. 1−3). Высока вероятность того, что фонтанные вазы и остатки канделябров были получены из античных собраний императорских резиденций или Императорского Эрмитажа. Перемещение произведений искусства из Эрмитажа в императорские дворцы было обычной практикой. Можно вспомнить, к примеру, как в царствование Александра Павловича в Каменноостровский дворец из Эрмитажа поступило 20 видов Москвы и 20 картин «из древней живописи Геркуланума», и только на время присутствия во дворце императора. Кстати, можно заметить, что чуть ранее в 1844 году А. И. Штакеншнейдер установил подлинную мозаику из руин Помпей (некогда принадлежавшую Наполеону) в пол столовой «Царициной дачи» в Петергофе.
[2] РГИА. Ф. 548. Оп. 1. Д. 946. Л. 45−45 об.

[3] РГИА. Ф. 548. Оп. 1. Д. 946. Л. 54−55.

[4] РГИА. Ф. 548. Оп. 1. Д. 946. Л. 54−55.
Проект устройства крытой террасы у юго-восточного фасада был реализован, о чём свидетельствуют фиксационные чертежи второй половины ХIХ в., выполненные архитектором Н. К. Прейсом [5], и иконография этого времени, в том числе литография, опубликованная в «Русском художественном листке» В. Ф. Тимма (№ 20 за 1853 г.), — «Виды Каменного острова. Дворец Е. И. В. Великой Княгини Елены Павловны» [6] (рис. 11−12). В соответствии с проектом А. И. Штакеншнейдера на мощном основании, выстланном лещадными плитами, был построен крытый деревянный балкон с наружными вертикальными стойками, оформленными в виде кариатид, с застеклёнными рамами и металлической решёткой; внутри балкона были установлены фонтаны. В оформлении интерьера балкона в летний период широко использовали экзотические южные растения.
[5] ЦГИА СПб. Ф. 2188. Оп. 1. Д. 130. Л. 3.

[6] Тимм В. Ф. Виды Каменного острова в Санкт-Петербурге в 1853 году // Русский художественный листок. 1853. № 20.
Рис. 11−12. Тимм В. Ф. Дворец Е. И. В. великой княгини Елены Павловны
Русский художественный листок. 1853. № 20
В 1942 году в Каменноостровском дворце архитектором С. Бровцевым были проведены обмерные работы и фотофиксация памятника. Они свидетельствуют о наличии на 1942 год у юго-восточного портала дворца крытой террасы с кариатидами [7] (рис. 13).
[7] КГИОП. Н — 1291−2 п. 99.
Рис. 13. План первого этажа Каменноостровского дворца. Обмерный чертеж 1942 г.
КГИОП. Н — 1291−2
В 1949 году по заданию КГИОП Специальные научно-реставрационные мастерские разобрали деревянный балкон с кариатидами со стороны юго-восточного фасада Каменноостровского дворца и сделали обмерные чертежи в связи с приспособлением дворца под нужды санатория ВВС № 1987 (5). Фотофиксация 1949 года, выполненная после завершения работ по демонтажу балкона с кариатидами, подтверждает сохранение на террасе двух мраморных фонтанных ваз, с установленными в центральных частях их оснований канделябров. Каменное основание балкона — терраса у юго-восточного фасада дворца — сохранилась до настоящего времени [8] (рис. 14−15).
[8] КГИОП. Н – 1291-2 п. 99.
Рис. 14. Каменноостровский дворец. Фасад со стороны р. Невы 1949 г. Фото
КГИОП. Н – 1291-2
Рис. 15. Каменноостровский дворец. Фасады. Фото.
Историко-архитектурный паспорт. 2005
Рис. 16. Каменноостровский дворец. Юго-восточный фасад. Терраса. Фото.
Историко-архитектурный паспорт. 2005
Наличие фонтанных мраморных ваз с основаниями канделябров на террасе Каменноостровского дворца было зафиксировано в ходе паспортизации архитектурного ансамбля дворца в 2005 году. Указанные артефакты были учтены в качестве предметов охраны императорского Каменноостровского дворца в 2006 году.
Рис. 17−21. Каменноостровский дворец. Терраса у юго-восточного фасада. Мраморные фонтанные чаши. Общий вид и фрагменты. Фото. Историко-архитектурный паспорт. 2005
Фонтанные мраморные вазы, выявленные на террасе юго-восточного фасада Каменноостровского дворца, по специфическому облику, восходящему к форме древнегреческих киликов (часто используемой в римском искусстве при оформлении фонтанов в I—II вв.еке нашей эры), по крупным габаритам, стилистическим особенностям растительного орнамента, выполненного в высоком рельефе, характеру материала — средне- и крупнозернистому белому мрамору, соответствуют произведениям эпохи Антонинов. Вопрос окончательной атрибуции требует привлечения специалистов по истории искусства Древнего Рима.
Рис. 22. Рим. Капитолий. Дворец сенаторов. Статуя бога р. Тибр из терм имп. Константина I—II вв. н. э.
Фото из личного архива А. А. Спиридонова. 2006
Основания мраморных канделябров, расположенных в центральных частях фонтанных ваз, также по стилистическим особенностям и материалу близки к известным образцам древнеримских канделябров, но и их атрибуция требует специальных исследований.
Рис. 23−25. Типы фонтанных мраморных ваз, выявленных в жилых помещениях, термах, площадях, храмах в ходе археологических раскопок в городах Геркуланум и Помпеи.
Фото из личного архива А. А. Спиридонова. 2010−2013

Задание на проектирование 2010 год, согласованное КГИОП в связи с изменением характера использования Каменноостровского дворца, — «Приспособление для современного использования, производственных работ и техническое оснащение зданий Санкт-Петербургского Учреждения „Каменноостровская резиденция“» не включало в свой состав работ по восстановлению «балкона с кариатидами».
Вследствие этого при ремонтных работах в 2011—2016 годах мраморные фонтанные чаши с базами канделябров были демонтированы и находятся на складах подрядчика строительных работ.
Для установления дальнейшей судьбы мраморных фонтанных ваз и баз мраморных канделябров требуется проведение научной экспертизы с помощью специалистов ведущих учреждений России. Но, независимо от результатов экспертизы (были ли эти артефакты, к примеру, украшением нимфея императорской виллы в Тиволи, или же являются поздней имитацией), указанные предметы безусловно имеют историческую, культурную и художественную ценность, предполагающую бережное сохранение в музейных условиях.

Основные архивные источники

Российский государственный исторический архив

Ф. 548. Оп. 1. Д. 946:
1. Дело об устройстве при Каменноостровском дворце нового балкона и чугунной решётки.
2. Рисунок решётки балкона Каменноостровского дворца.
3. Письмо А. И. Штакеншнейдера коменданту К. А. Криденеру об исправлении сметы на переделку комнат и наружного крыльца в Каменноостровском дворце.
4. Кондиция на устройство водопровода, фонтанов и ватерклозетов в Каменноостровском дворце.

Ф. 485. Оп. 2. Д. 1238:
1. План первого этажа Каменноостровского дворца.
2. Фасады Каменноостровского дворца.

Российский государственный исторический архив

Ф. 2188. Оп. 1. Д. 136:
1. План нижнего этажа Каменноостровского дворца. Вторая половина ХIХ века. Арх. Н. К. Прейс.

Архив КГИОП

1. Обмерные чертежи Каменноостровского дворца 1942 года.
2. Фотофиксация 1949 года.

Библиография

1. Витязева В. А. Каменный остров. Л., 1991.
2. Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. Л., 1996.
3. Тимм В. Ф. Русский художественный листок. 1853. № 20.
Александр Александрович Спиридонов-старший, Татьяна Леонидовна Долгая

Фотографии Каменноостровского дворца и архивных материалов выполнены Андреем Александровичем Спиридоновым

2016 год