Перспективный вид Большого цепного моста через речку Фонтанку у Летнего сада (Пантелеймоновский мост)
Автор: Гийом Треттер (Guillaume Traitteur). 1788–1859. Материал: Бумага веленевая с филигранью фирмы Ватман без даты (J WHATMAN). Датировка: 1823−1824 годы. Размер: 36,4×55,8 см. Описание: Акварель, свинцовые белила, карандаш. На наклеенном на авторский лист рамочном обрамлении (из четырёх полосок бумаги, расписанных прямыми линиями акварелью и тушью) на нижней планке присутствуют надписи курсивом латинским шрифтом. Слева: «L'an 1827 le 27 d’Avril». Справа: «Trouveler O. D.».
Описание сохранности
Тыльная сторона
Основой является лист тонкой гладкой, но пористой бумаги (плотность не выше 180 г/м²). На просвет виден водяной знак J WHATMAN в левой верхней части листа под обрез. В верхней правой части листа наблюдается утрата размерами 15×30 мм, восстановленная бумажной смесью. По всей поверхности расположены желтоватые пятна и небольшие точки коричневого оттенка.
Лицевая сторона
Архитектурная акварель-чертёж-отмывка с расколеровкой в 4 краски по наброску простым карандашом с последующей прорисовкой деталей пером и выделением белилами некоторых моментов первого плана. Краски несколько выцвели со временем. В нижней части авторского листа посередине росчерк голубой краски. Лист не имеет подписи.
Паспарту
Авторский лист оформлен в паспарту из бумаги, приклеенное четырьмя отдельными планками точно в край листа под угол 90 градусов, стыки аккуратно оформлены. Бумага паспарту достаточно тонкая, серовато-коричневого оттенка, тонирована меловым грунтом в один слой и имитирует фактуру древесины, канты отрисованы акварелью и тушью. Росчерк голубой краски на лицевой стороне в нижней части авторского листа имеет продолжение на паспарту. Подпись владельца исполнена на широкой коричневой кромке паспарту.
Ксения Михайловна Спиридонова 2024 год
Перспективный вид Большого цепного моста через речку Фонтанку у Летнего сада с северной стороны с акватории Фонтанки Акварель, свинцовые белила, карандаш. Г. Треттер, 1823–1824 гг.
Рисунок, выполненный выдающимся инженером-художником Гийомом Треттером, представляет изображение во фронтальной перспективе Большого цепного (Пантелеймоновского) моста с севера, с акватории реки Фонтанки в Санкт-Петербурге на фоне городского пейзажа с величественным изображением монументального Михайловского замка. Рисунок имеет безусловно архитектурный характер с передачей конструктивных особенностей строения моста и сохраняет проектные пропорции сооружения.
План и профиль Большого цепного моста через Фонтанку у Летнего сада Литография К. Беггрова по чертежу Г. Треттера, 1824–1825 гг.
На рисунке высота портала составляет 17,3 % от расстояния по прямой между порталами, что полностью соответствует данному соотношению элементов моста (17,3 %) на проектном чертеже Г. Треттера профиля Пантелеймоновского моста литографированном Карлом Беггровым. В качестве архитектурного стаффажа на рисунке с удивительным мастерством изображены многочисленные миниатюрные фигурки городских персонажей различных сословий, преимущественно высших.
Перспективный вид Большого цепного моста через р. Фонтанку у Летнего сада с акватории Фонтанки. Фрагмент с изображением восточного портала Акварель. Г. Треттер, 1823–1824.
Особое внимание привлекают акцентированные фигурки в военной форме — пешие, конные, в лодке, на коляске. (К изображению военной униформы Треттер имел пристрастие ещё до поступления на Русскую службу). При этом, чувствуется желание художника изобразить особо известных жителей столицы Российской Империи, как Великих и Любимых народом, так и презираемых, шутовских. Современникам акварели, по-видимому, было очевидно, что в изящной коляске едет «наш ангел» — Александр I Благословенный, пригласивший в своё время автора листа послужить на благо России и оказывавший художнику своё высокое покровительство.
Перспективный вид Большого цепного моста через речку Фонтанку у Летнего сада. Фрагмент с изображением коляски Александра I со штаб-офицером свиты Его Императорского Высочества на запятках и кучером И. И. Байковым на козлах Акварель. Г. Треттер, 1823–1824.
Эта очевидность была связана с тем что фигура элегантного офицера на запятках экипажа, изображённого в мундире фрачного типа, в ботфортах и в двууголке с султаном (по чину не ниже штаб-офицера свиты Е.И.В.) дана в контрапосте (с полным нарушением стилистического единства) с диковатым образом бородатого кучера в русском тёмно-синем кафтане, весьма похожем на легендарного царского лейб-кучера, уважаемого всеми сословиями столицы (от ямщиков до первых лиц империи), Илью Ивановича Байкова, чей мужественный образ сохранился благодаря литографиям Леграна и портрету работы Вивьена де Шатобрена.
Иллюстрация к статье «Генеральный штаб» из Военной энциклопедии И. Д. Сытина, 1911–1915 гг. Том 7
Военная энциклопедия / Под ред. Ген. штаба полк. В.Ф. Новицкого, воен. инж. подполк. А.В. фон Шварца [и др.]. [Т. 1. Санкт-Петербург : Т-во И.Д. Сытина, 1911–1915. — 26. Воинская часть — Гимнастика военная]. 1912.
Миниатюрный портрет лейб-кучера И. И. Байкова Художник И. Е. Вивьен де Шатобрен (1793–1852). Медальон. Высота 80 мм. Подпись: J. de Vivien. Гуашь по слоновой кости. После 1825 года. Из коллекции Великого князя Николая Михайловича Романова. Sotheby’s London, 27.06.1977, лот 48.
Фигура же в красном павловском мундире на набережной, под сенью деревьев Летнего сада принадлежит городскому персонажу более чем сомнительной репутации — «чудодею» Ивану Брызгалову ростовщику и ябеднику.
Перспективный вид Большого цепного моста через речку Фонтанку у Летнего сада. Фрагмент с фигурой чудодея И. С. Брызгалова на набережной в Летнем Саду Акварель. Г. Треттер, 1823–1824.
«Полуумный старик, щеголяющий в шутовском своём мундире» (А. С. Пушкин, Дневники. Замечания для потомков) изображён Треттером так же, как он представлен на знаменитой скандальной карикатуре А. Орловского, со спины, дабы была видна его павловская коса, как знак безумия. «Всем в Петербурге известный малиновый мундир времён Павловских, коса которого лучше его рожи изображает его персону» (князь Василий Мещерский, подпись на литографии К. Беггрова с карикатуры Орловского, 1818 года издания).
Перспективный вид Большого цепного моста через речку Фонтанку у Летнего сада. Фрагмент с фигурой чудодея И. С. Брызгалова на набережной в Летнем Саду
Акварель. Г. Треттер, 1823–1824.
И. С. Брызгалов. Раскрашенная литография по оригинальному рисунку А. Орловского 1818 г.
А. Кибовский, М. Дединкин «Продуманный безумец», журнал Дилетант, декабрь 2022.
Любопытно отметить, что на литографии Беггрова, воспроизводящей рисунок Треттера — фронтальный перспективный вид Большого цепного (Пантелеймоновского) моста с запада, со стороны дороги у Летнего сада, мы видим несколько знакомых по нашему рисунку персонажей и объектов — коляску (но, с ливрейным кучером), военного на коне, фрачного господина в цилиндре, сопровождающего барыню. Впечатление праздника униформы на этом виде моста усилено художником яркими образами штаб-офицера и рядового русского солдата на переднем плане рисунка.
Перспективный вид Большого цепного моста через речку Фонтанку с запада со стороны дороги у Летнего сада Раскрашенная акварелью литография К. Беггрова по рисунку Г. Треттера, 1824–1825.
Рисунок принадлежит к серии архитектурных чертежей и перспективных видов, выполненных Гийомом Треттером при проектировании Большого цепного (Пантелеймоновского) моста через речку Фонтанку у Летнего сада в 1823–1824 годах, литографированных Карлом Беггровым в 1824–1825 годах и изданных в составе альбома «Планы, профили, перспективные виды и детали мостов на цепях, построенных в Санкт-Петербурге» (Traitteur. «Plans, profils, vues perspectives et details des ponts en chaines executes a Saint-Petersbourg…»). Как известно, проект Большого цепного (Пантелеймоновского) моста через р. Фонтанку у Летнего сада на восьми листах, подписанный инженер-полковником Треттером и его сотрудниками инженер-майором Поленовым и инженер-поручиком Трофимовичем, был рассмотрен и согласован комиссией проектов и смет Главного Управления Путей Сообщений и Публичных Зданий 8 июня 1823 года. Строительство моста под общим руководством и наблюдением инженера-полковника Треттера было завершено 4 ноября 1824 года. Непосредственное руководство строительством моста осуществлялось инженер-майором корпуса инженеров путей сообщений В. А. Христиановичем.
P. S. Использование в настоящей заметке написания имени и фамилии автора акварели как «Гийом Треттер» (Guillaume Traitteur) обусловлено тем обстоятельством, что именно так Треттер подписывал свои публикации в период своего успешного пребывания в России (1814–1832 годы, обложки трёх литографических альбомов и одной книги). В Петербурге он был известен как Василий Карлович Треттер, а для германского слуха, безусловно, приятней звучит имя Wilhelm von Traitteur, хотя необходимо отметить, что в Германии творчество на Русской службе этого прекрасного, исполненного художественными фантазиями инженера с душой поэта — почти не известно.
Относительно раннего владельца рисунка, оставившего мемориальную дату «L'an 1827 le 27 d’Avril» и подпись «Trouveler O. D.», возможно предположить, что им был один из членов известного в Петербурге семейства Трувеллеров, тесно связанного службой с корпусоми инженеров путей сообщений (одним из ведущих руководителей которого был Г. Треттер). К примеру, им мог быть инженер механик Трувеллер, активная деятельность которого по данным РГА Военно Морского Флота приходится на 1823–1832 годы (Ф.1047.Оп1. Д. 789,884,1303,1485; Ф.1049.Оп.1. Д.45). Сведения о О. Д. Трувелере требуют дополнительных архивных исследований, но в любом случае среди блистательных рисовальщиков конца эпохи царствования Александра Павловича фамилия Трувеллера в настоящее время не значится, зато хорошо известно имя Гийома Треттера прекрасного художника-рисовальщика, с деятельностью которого связано появление техники литографии в России и в то же время автора проекта живописного Большого цепного (Пантелеймоновского) моста через речку Фонтанку у Летнего сада в Санкт-Петербурге.
Литература:
Федоров С. Г. «Инженер-художник» Вильгельм фон Треттер (1788−1859): реконструкция личности // Петербургские чтения-97: Материалы Энцикл. б-ки «Санкт-Петербург-2003» / Ассоц. исследователей С.-Петербурга. — СПб, 1997. — С.183−187.
Fedorov S. G. Wilhelm von Traitteur. Ein badischer Baumeister als Neuerer in der russischen Architektur 1814−1832, Berlin, Ernst & Sohn, 2000.
Бунин М. С. Мосты Ленинграда: Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга-Петрограда-Ленинграда. — М.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1986.
Происхождение: Приобретено с удовольствием в июле месяце 2024 года в антикварном магазине «Терция», что на Михайловской площади в Санкт-Петербурге в доме Католического собора святой Екатерины Александрийской.
Александр Александрович Спиридонов 2024 год
Перспективный вид Большого цепного моста через речку Фонтанку у Летнего сада с северной стороны с акватории Фонтанки. Фрагмент с изображением шлюпки со служителями адмиралтейских магазинов, госпиталей и конюшен (боцманы, боцманматы и квартирмейстеры) под командованием обер-офицера Акварель. Г. Треттер, 1823–1824.