Чтобы сделать ваше взаимодействие с сайтом немного удобнее мы используем cookies. Подробнее здесь.
Принять всё
Ксения Спиридонова
Заметки об искусстве от барокко до кубофутуризма

Набережная Фонтанки у Пантелеймоновского моста

Автор: Анна Петровна Остроумова-Лебедева. 1871–1955 гг.
Датировка: 1909 год.
Материал: бумага веленевая без водяных знаков.
Размер: 18,7 × 24,2 см.
Внизу справа на изображении тумбы ограды набережной белой краской обозначен год — 1909 и монограмма А. П. Остроумовой-Лебедевой. На обратной стороне листа крупная надпись: «Р. Фонтанка у Пантелеймоновского моста», выполненная очень чёткой графикой женским почерком.
Остроумова-Лебедева, Пантелеймоновский мост
Лист выполнен в смешанной технике, с характерной для Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой смелостью в подходе к использованию художественного материала. Основой для последующей игры цвета является ксилография, о чем свидетельствуют характерные по форме графические углублённые линии, не размываемые последующим нанесением краски. Работа выполнена поверх оттиска. Акварельные краски использованы в смеси с белилами в разных пропорциях, вероятно, с дополнительным введением связующего и пластификатора для достижения необходимой концентрации, что привело к предотвращению просушивания нижних слоёв. Это подтверждают глянцевые разводы и тонкая сетка кракелюра на самых плотных участках живописного слоя с бóльшим процентом ввода белил. Каждый последующий слой лежит плотнее, кроме последнего, исполненного завершающими небольшими цветовыми акцентами. Несмотря на достаточную укрывистость белил, нижний графичный рисунок просвечивает сквозь краску, создавая контраст холода белого листа и теплоты чёрных линий. Такие противоположные тона подложки, разная степень прозрачности красочного слоя и многослойность на некоторых участках позволяют добиться игры оттенков и теплохолодности одного колера, не используя широкую палитру, придавая работе цельность. В противоположность технике обобщения с помощью ограниченного количества сложных по оттенку колеров и контрастных друг-другу подложек, автор оставляет небольшие участки бумаги нетронутыми и не касается кистью чёрного контура основы, уверенно добавляя графическую дробность и ритм.
Рисунок, по всей видимости, является частью подготовительной работы к серии «Петербург», созданной в 1908—1910 годах. В нем видится поиск нового на стыке графики и живописи. При малом количестве красок, рисунок наполнен живописностью, структурированной чёткими графическими элементами. Вдохновителем к использованию полупрозрачной смеси на основе белил мог стать художник американского происхождения Джеймс Уистлер, автор изысканных офортов, тончайших живописных сочетаний белого и любитель японской гравюры, у которого она — Анна Петровна — обучалась в Париже в 1898—1899 годах. Возможно, графика является ранним примером её перехода от масляных красок к акварели и гуаши, в связи с отравлением свинцовыми белилами и обострившейся астмой. Данный пример смешения приёмов, наполненный интересными деталями, может быть единичным в творчестве автора, что придаёт листу невероятную ценность.
Происхождение: приобретён в букинистическом магазине на Невском проспекте, дом 18, в начале 1990-х годов в эпоху гиперинфляции за 63 000 рублей, что было очень недорого.
Остроумова-Лебедева, Пантелеймоновский мост
P. S.
Санкт-Петербург в ХIХ веке был одним из красивейших городов мира. Он и сегодня сохраняет свой исторический архитектурный облик, несмотря на значительные утраты, перестройки и современные реконструкции.

Как справедливо отметил А. Н. Анциферов, у каждого заповедного места есть свой genius loci, который воплощает его душу, его своеобразие и неповторимость. Петербург — это великолепие дворцовых ансамблей и роскошных особняков, эклектика доходных домов; зелёные оазисы парков и садов; извилистые каналы с перекинутыми через них причудливыми мостиками, украшенными скульптурой и лепниной, являющимися визитной карточкой города.

Петербург — величественно парадный и одновременно тихий и уютный — всегда привлекал архитекторов, художников, поэтов и писателей. Среди деятелей искусства второй половины ХIХ — первой половины ХХ веков хочется особо выделить имя Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой — живописца, мастера пейзажей, мемуариста. Из всех известных живописцев, изображавших виды Петербурга, она в большей степени, чем другие художники, за исключением, конечно, гениального Александра Николаевича Бенуа, ассоциировалась с величественным и прекрасным городом. Мирискуссники, среди которых особое значение имеет творчество Анны Петровны, наряду с поэтами Серебряного века, сформировали у просвещённой публики представление о невероятной ценности неповторимого художественного образа Петербурга, наполненного архитектурными шедеврами, созданными поэтической фантазией его творцов.

Остроумова-Лебедева А. П. оставила нам несколько петербургских циклов. Но остановимся только на представленной раскрашенной гравюре — «Набережная реки Фонтанки у Пантелеймоновского моста», датированной 1909 годом. Пантелеймоновский мост соединял, через набережную р. Фонтанки, Летний сад и Безымянный остров в центральной части Петербурга. Это было одним из самых живописнейших мест города.

Однако обратимся к истории формирования застройки этой территории, нашедшей отражение в творчестве талантливой художницы.

В начале ХVIII века на месте будущего моста через р. Фонтанку работал лодочный перевоз. В 1718 году, по приказу Петра I, в истоке реки, напротив Летнего сада была построена часовня для рабочих Партикулярной верфи, освящённая во имя Св. Пантелеймона. В сентябре 1722 года часовню перестроили в мазанковую церковь по проекту архитектора Н. Гербеля.

Чуть ранее, в 1719—1720 годах, рядом с перевозом, в продолжении вновь устроенной улицы, названной Пантелеймоновской в честь одноимённой часовни, была сооружена водовзводная мазанковая башня и деревянный мост-акведук, служащий для поступления воды из Лиговского канала в фонтаны Летнего сада. По-видимому, примерно в это же время рядом с акведуком был построен небольшой каменный одноэтажный дом на погребах.

В 1735—1739 годах мазанковая Пантелеймоновская церковь была снесена, а на её месте по проекту архитектора И. Коробова возвели каменный храм в стилистике петровского барокко с деревянным шатровым завершением и колокольней.

Новая церковь была освящена 27 июля 1739 года, а в 1764 году к ней пристроили тёплый придел во имя Св. Екатерины.

В 1748—1749 годах деревянный мост был снесен; вместо него по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли построили новое каменное сооружение в стилистике барокко, украшенное лепниной и маскаронами. Этот мост просуществовал до наводнения 1777 года.

В 20-е года ХIХ века в Петербурге было произведено урегулирование плана города, по которому, помимо прочих работ, началось преобразование территории Михайловского замка и прилегающих к ней участков. Для связи с Литейным проспектом было решено построить новый каменный мост через р. Фонтанку. 26 мая 1823 года Высочайшее утверждение получил проект инженера Треттера. По этому проекту предполагалось возведение большого цепного моста, предназначенного для проезда экипажей, расположенного по оси Пантелеймоновской улицы. 4 ноября 1824 года мост был открыт.

Первый висячий однопролётный цепной мост был выдающимся инженерным сооружением. Его береговые устои из гранитных плит выполнил каменотёс С. Суханов. Плиты для облицовки были взяты из разобранных стен канала вокруг Михайловского замка. На береговых опорах установили два чугунных портала и пять парных цепей. Чугунные и кованые детали моста были изготовлены на петербургском заводе Берда. Деревянное полотно с подъёмом подвесили к цепям.

Порталы моста оформляли высокие чугунные колонны в классическом стиле с антаблементами, декорированными тонким позолоченным орнаментом. В декоре порталов были использованы позолоченные розетки и маскароны. Кованые перила имели строгий классический рисунок. Чугунные части моста покрасили чёрной краской и покрыли лаком. В арках порталов повесили фонари. Современники называли Пантелеймоновский мост «эоловой арфой» и «струнным органом».

Остроумова-Лебедева А. П. очень любила ходить по этому мосту. В своих воспоминаниях она писала: «Очень любила я идти по Цепному мосту, он приятно и ритмично качался. Ритм его менялся. Когда шёл народ, ехали извозчики, он как-то мягко плясал под ногами, меняя такт и внося перебои. Когда шёл обоз ломовых, его ритм становился реже, и глубже, и шире. Больше всего я любила, когда по нему шёл отряд войск. Топанье многих ног придавало мосту какую-то особую жизнь. Ритм его был бодрый, определённый и веселый».

В начале ХХ века, в связи с интенсивным развитием движения, Городская управа рассмотрела и одобрила проект жёсткого висячего моста. Цепной мост предполагалось перенести ниже по течению р. Фонтанки. Однако после обрушения Египетского моста, сооружённого по аналогичному проекту, в 1905 году было решено жёсткий висячий мост разобрать, а цепной — «уничтожить». В своих воспоминаниях А. П. Остроумова-Лебедева писала: «Скоро мне пришлось пережить большое огорчение. Цепной мост решили уничтожить. Александр Николаевич и его друзья горячо отстаивали мост. Они стремились спасти от гибели одну из прелестнейших достопримечательностей нашего прекрасного города. <…> Бенуа предлагал такой проект: если цепной мост не удовлетворял условиям движения города, то передвинуть его по Фонтанке, ближе к Неве, примерно к зданию Правоведения. Он мог служить пешеходным мостом в Летний сад. Но, как мне помнится, отцы города, то есть члены Городской думы, на это не пошли, и мост разобрали. Мы очень горевали. Некоторые части его, между которыми находились и позолоченные маски львов, были переданы в Музей Петербурга (основан в 1907 году, регистрация 12 декабря 1908 года, Кадетская линия, 21. Прим. А. С.). Он незадолго перед тем был основан и находился в доме архитектора Сюзора на 1-й линии Васильевского острова».


В 1907–1908 годах на месте снесённого Пантелеймоновского был построен новый однопролётный одноимённый мост. Художественное оформление моста по проекту Л. А. Ильина была завершено к июлю 1914 года. Детали его чугунных парапетов и основную арку украшали объёмные рисунки в виде львиных голов, скрещённого оружия, накрытого щитом с лентами. Элементы декора были оформлены сусальным золотом. Стойки из нескольких копий скрепляли щиты с головами медузы горгоны и двуглавыми орлами. На гранитных тумбах были установлены фонари. В таком виде Пантелеймоновский мост сохранился до настоящего времени.

Остроумова-Лебедева А. П. на своей гравюре, датированной 1909 годом, изобразила набережную Фонтанки с устьем Пантелеймоновской улицы и своим любимым Цепным Пантелеймоновским мостом.

Несколько строк стоит написать о зданиях, изображённых на картине художницы «Набережная реки Фонтанки у Пантелеймоновского моста». Небольшой каменный дом на погребах, расположенный на набережной р. Фонтанки, построенный в 20-е годы ХVIII века, был перестроен в 1846—1847 годах. Здание надстроили вторым этажом, а оконные проёмы в первом этаже получили оформление в виде классических треугольных сандриков. В правом крыле дома был устроен арочный проезд. Рядом стоящее 4-х этажное кирпичное здание возвели в 1860-х годах. В начале ХХ века оно было перестроено в связи с устройством в нём квартиры для министра внутренних дел. В 1906—1910 годах дом вновь подвергся переустройству из-за передачи части строения Канцелярии Комитета министров для размещения квартиры, предназначенной Председателю Совета министров. Автором проекта перестройки, возможно, является А. В. Щусев.

Оба здания, изображенные на нашем листе, до настоящего времени не сохранились.

Пантелеймоновская церковь в 1834—1835 годах была перестроена в стилистике позднего ампира по проекту архитектора В. Беретти. В дальнейшем храм неоднократно перестраивался. Так, в 1852 году он был расширен со стороны р. Фонтанки по проекту архитектора И. Мальгина, а в 1895—1896 годах к церкви пристроили предел во имя князя Михаила Черниговского со стороны Пантелеймоновской улицы. В этом виде церковь сохранилась до настоящего времени.

Ни для кого не секрет, что Санкт-Петербург к настоящему времени утратил значительную часть исторической застройки, многочисленные сады и парки, объекты малых архитектурных форм. Жителям города очевидно, что всё это безвозвратно утрачено и восстановлению не подлежит. Но это не совсем так. Конечно, разрушенные здания не воссоздать. На их месте уже возвышаются многоэтажные ужасные в своей нечеловеческой безликости бетонные коробки. Однако не всё потеряно. В архивах Петербурга, в музеях и частных коллекциях сохранились чертежи, художественные произведения и мемуары современников, которые являются важнейшими историческими источниками, позволяющими не только изучить историю города, но и в своей душе воссоздать картины утраченного прекрасного прошлого, наполненные ароматом ушедшей эпохи.

Татьяна Леонидовна Долгая
2022 год
Ксения Михайловна Спиридонова
Александр Александрович Спиридонов-старший
2022 год
Также советуем