Чтобы сделать ваше взаимодействие с сайтом немного удобнее мы используем cookies. Подробнее здесь.
Принять всё
Ксения Спиридонова
Заметки об искусстве от барокко до кубофутуризма

Поясной портрет художницы с палитрой в правой руке

Автор: Е. Д. Поленова.
Датировка: 1894 год.
Материал: холст, масло.
Размер: 18,5 × 23,1 см.
Случайные находки нередко бывают удивительно удачными. В антикварном магазине на Невском проспекте, д. 48, наше внимание привлёк небольшой, висевший в незаметном месте, и достаточно низко, автопортрет женщины с палитрой в руке и загадочной нечитаемой подписью с точным указанием года. Образец прекрасной миниатюрной живописи, заточённый в ужасающую современную раму, оказался не в лучшем состоянии и по приезде домой был незамедлительно спасён из плена «деревянных кандалов», впивающихся в подрамник двумя загнутыми гвоздями. Деревянная рама вместе с искривлённым грубым подрамником оставили на тонком красочном слое серьёзные потёртости и вмятины. Однако именно благодаря крепкости подрамника и закрывавшей кромки раме углы картины и холст остались целыми. Внимательный осмотр картины выявил интересные особенности технического характера, интересные для дальнейшего изучения, а высокое художественное содержание не оставило сомнений в необходимости атрибуции столь чудесной редкой работы. Автором, предположительно, является соответствующая по возрасту изображённой — Елена Дмитриевна Поленова, сестра художника Василия Дмитриевича Поленова, автор поэтических акварельных иллюстраций к русским народным сказкам, художник-керамист и любительница народного декоративно-прикладного искусства, первый художник Модерна в России.

Поленова Елена
Живописный поясной автопортрет выполнен в технике «двух зеркал». Палитру художница держит в правой руке, а смазанное небольшое овальное пятно слева от головы изображённой может являться следом от муштабеля. Исходя из его положения относительно лица, достаточно миниатюрного и написанного с должной проработкой, можно судить, что на него опирались именно левой рукой, и художник является левшой. Лежащие в тонкой верхней плёнке красочного слоя волоски небольшой беличьей кисти могут указывать на любовь автора к миниатюрной живописи и акварели, обращает на себя внимание нехарактерный для стандартного размера портрета «интимный» формат выполненной работы. Нерасшифрованная до конца подпись масляной краской, несоответствующей, при первом взгляде, палитре работы, лежит поверх хорошо просохшего красочного слоя и, возможно, отличается по времени нанесения, что может свидетельствовать против её подлинности. Однако если внимательно оценивать палитру, надпись могла быть нанесена и самим автором спустя некоторое время после просушивания картины. Первоначальный вариант расшифровки надписи («E: Для Каzyилки…») говорит о её возможном дарственном шуточном характере. Миниатюрная подпись написана кистью, частично утрачена, и «игра букв», безусловно, возможна. Но при изучении записей и писем Е. Д. Поленовой не было найдено похожей фамилии или инициалов. Вероятное топографическое название (чтение подписи как: «…Д-я К…» — «Деревня К…») с разной комбинацией букв не находит точного отклика в современных источниках, однако упоминание места на работах вполне в характере Елены Дмитриевны. Указанный в подписи 1894 год подтверждается образом художницы в одежде, соответствующей моде этого времени: серая блуза с пышными рукавами, чёрная лента на шее, черепаховая заколка в причёске, а также характером использованного холста, состоянием масляной живописи, её характера и техники. В 1894 году художница, покинувшая Абрамцевский кружок в 1893 году и уехавшая за границу уже в 1895 году, вероятнее всего, путешествовала по деревням Московской области в поисках примеров русского деревянного зодчества и образцов декоративно-прикладного искусства, и это даёт надежду версии с названием деревни. Но за 128 лет существования портрета оно могло исчезнуть со всех карт; как и само место, деревня могла быть переименована или выросла в город. Внешнее сходство изображённой на картине художницы и Е. Д. Поленовой является спорным, но, вспоминая пример автопортретов Зинаиды Серебряковой с явной идеализацией автором своего образа, стоит задуматься о характерных общих формах: лба, пробора, бровей и овала и их сходстве с лицом девочки на написанной Е. Д. Поленовой двумя годами ранее картине «В детской», где художница изобразила себя играющей в куклы, при этом левой рукой. В колорите двух данных картин можно заметить поразительное сходство получившихся оттенков смесей зеленовато-коричневого и сложного стального серого.
Вспоминая всех художниц, подходящих по возрасту ко времени написания работы, стоит отметить их немногочисленность, недостаток информации по очень многим из них, отсутствие сходства с изображённой на автопортрете и свободу владения художественным материалом. Ученица П. П. Чистякова и И. Н. Крамского в Петербурге, Ш. Шаплена в Париже, высоко оценённая И. Е. Репиным, и участница Абрамцевского кружка, Елена Дмитриевна Поленова была одной из немногих, если не единственной художницей России второй половины ХIХ века, умевшей сочетать смелые этюды маслом и изящные акварели. И всё же, авторство картины требует более точного изучения и анализа, проверки собранных данных.
Почерк
Работы, заметки и письма Елены Дмитриевны Поленовой написаны очень разным почерком.
Можно выделить разные стили написания букв, исходя из техники исполнения. Наиболее известные работы — иллюстрации к детским книгам акварелью — дополнены лаконичной, достаточно крупной и расположенной в поддержку композиции подписью карандашом или тонкой кистью: «ЕП», «Е», графической по своему исполнению. В противоположность крупной краткой подписи на многих этюдах, записях и «почеркушках» можно наблюдать полную подпись: «Е. Поленова» достаточно мягкими и ажурными прописными буквами, зачастую с указанием места и даты.
Как кот лису перехитрил (Хромо-автотипия)
Е. Д. Поленова. Кот дернул за жгут так крепко, что лапоть вместе с лисенком за ворота полетел [Как кот лису перехитрил] (Хромо-автотипия) Мир искусства : Том четвертый. №№ 13—24. 1900.
Иллюстрация к сказке «Война грибов»
Е. Д. Поленова, 1888–1889 гг. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля». Номер по КП (ГИК): 6863/2
Этюд: «Цветы»
Е. Д. Поленова. Государственное бюджетное учреждение культуры и искусства Республики Башкортостан «Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова». Инв. № Г-570
Описание сохранности
Подрамник раздвижной, размерами 187×240 мм, без скоса с внутренней стороны планок, достаточно грубо вытесанный и крепкий, с соединением «шип», без крестовины, разбит на 8-ми клиньях. В левом нижнем углу клинья разрушены: один обломан практически вровень с внутренним краем планки, второй обломан глубже; остатки клиньев сцеплены между собой воско-смоляной мастикой — хрупкой и частично раскрошенной. Следы мастики обнаружены и на одном из клиньев в правой нижней части подрамника. Наблюдается сильная деформация — винтовое коробление по вертикальной оси. Поверхность древесины запылена, загрязнена белыми пятнами, вероятно, от масляной краски, небольшими масляными пятнами, на левой планке присутствует пятно от чёрной масляной краски. На верхней планке находится нечитаемая надпись, нанесённая составом, похожим на галловые чернила, частично уходящая под края дублировочного холста. С тыльной стороны, под загибом холста на всех планках, наблюдаются остатки клея или воско-смоляной мастики.
Елена Дмитриевна Поленова
Происхождение: антикварный магазин «Ретро» на Итальянской ул., 19. Санкт-Петербург.
Ксения Спиридонова
2022 год
Также советуем